В мае этого года Президент поручил урегулировать ввоз в Украину авто с иностранными номерами (так называемых «пересичникив). По статистике, в Украине около 50 000 нерастаможенных машин, по неофициальным данным — один-полтора миллиона. А это — часто древние машины: сейчас в Украине 27% автомобилей старше 30 лет и 47% — от 10 до 30. Чем старше авто, тем больше вреда окружающей среде оно приносит: в почву попадает свинец, машинное масло, остатки ржавчины и топливных веществ . Теперь на законодательном уровне более нельзя ввозить в страну автомобили, произведенные до 2010 года.

НО ЧТО ДЕЛАТЬ С ТЕМИ МАШИНАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ ЗДЕСЬ?

Государственная фискальная служба предложила утилизировать ненужные автомобили, а именно:
• старые автомобили (произведенные до 2010 года);
• авто, конфискованные за нарушение таможенных норм;
• непригодны к эксплуатации;
• несоответствующие экологическим нормам;
• конфискованные машины, которые не удается продать.
Проект постановления предусматривает, что перед утилизацией МВД должен проверить авто по базам данных на предмет угона или подделки номеров. За 15 дней до отправки машины на утилизацию, фискалы обязаны сообщить обладателя авто о возможности растаможить и забрать четырехколесного друга, либо заплатить штраф и вывезти из страны. Предприятия, занимающиеся утилизацией, проведут техническую экспертизу автомобиля. Детали, пригодные к применению, будут проданы, а другие — отправлены на металлолом. Это будет сделано за счет страны. Госбюджета это не будет ничего стоить продажа деталей окупит затраты.
К сожалению, пока что Закон Украины «Об утилизации транспортных средств» фактически не действует, поскольку граждане и предприятия практически не пользуются услугами субъектов хозяйствования, осуществляющих утилизацию старых автомобилей или тех, которые попали в серьезные ДТП. Ненужные машины чаще продают по запчастям, то сдают на металлолом, безнадежные и старые — бросают ржаветь во дворах, а из шин мастерят клумбы и обустраивают детские площадки. Некоторые даже просто сжигают свои авто, такие как лидер общественной организации «Авто Евро Сила» Олег Ярошевич.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО УТИЛИЗАЦИИ АВТО

В отличие от Украины, эта практика успешно действует по всему миру. В США — утилизация изношенных транспортных средств является бизнесом с оборотом более восемь миллиардов долларов в год!
Во Франции, если гражданин не сдаст автомобиль на утилизацию после окончания срока эксплуатации, ему грозит штраф 75 000 евро или 2 года тюрьмы, а утилизация — бесплатно.
В Италии владелец просто вызывает эвакуатор и зарабатывает на этом пару сотен евро.
В Германии с 1997 года все автопроизводители и импортеры обязаны принимать назад производимые или ввозимые ими транспортные средства для утилизации бесплатно.
Мировые авто концерны выплачивают премии: в обмен на старую машину можно купить новую с доплатой. Жаль, что пока в Украине компенсации за утилизацию четырехколесного друга не предусмотрены.

Автор ertec